Сергей (22sobaki) wrote,
Сергей
22sobaki

Благовещенский мост

Благовещенский мост - 1850:

Благовещенский мост - 2008:
 
Благовещенский мост построен в 1843-1850 годах по проекту инженера С.В. Кербедза. Для своего времени мост стал событием. Первый постоянный мост через Неву. Самый длинный в Европе. Наконец, первый невский мост, на котором можно курить – потому что он металлический. Сразу после торжественного открытия Благовещенский стал одним из любимых мест променада горожан.


Мост имел 7 неподвижных пролетов, перекрытых чугунными ребристыми арочными конструкциями и восьмой - разводной. Известная легенда говорит о том, что якобы император Николай I, дабы ускорить строительство, обещал Кербедзу повышение в чине за каждый законченный пролет моста. И что будто бы Кебердз мгновенно переработал проект, увеличив количество пролетов. Такое, конечно, вряд ли возможно. Хотя, чинами Кебердза не обидели – подполковник Корпуса путей сообщения Кебердз к окончанию строительства стал генерал-майором.
Обратите внимание на опору моста, ближайшую к Васильевскому острову:

Видите, какая она массивная? Дело в том, что раньше на нее опиралась разводная часть моста. От самого своего рождения и до первой реконструкции Благовещенский мост имел разводной пролет не в середине, как мы привыкли, а сбоку – у Васильевского острова. Пролет состоял из двух частей, каждая из которых поворачивалась в горизонтальной плоскости вбок, к берегу. Поворот осуществлялся ручными лебедками, а с 1935-го года – буксирами. Развод моста вручную занимал 30 (!) минут.
На этой же массивной опоре в 1854-м году была построена часовня Николая Чудотворца архитектора А.И. Штакеншнейдера:

Александр Брюллов – старший брат Карла Брюллова – сделал для нового моста великолепные чугунные перила, которые украшают его до сих пор:


Благовещенский имел все шансы быть украшенным скульптурными композициями П. К. Клодта или Н. С. Пименова. Четыре из восьми заказанных скульптур Пименова были даже утверждены Академией Художеств. На мосту со стороны Васильевского острова предполагалось поставить статуи князя Владимира и Александра Невского, а со стороны Английской набережной – аллегорические скульптуры Петербурга и Москвы. Но, увы, как это часто бывает - не хватило денег. В бронзе до нашего времени дошла только модель композиции «Киев» (непринятая Академией), символизирующая торжество христианства и победу над язычеством. Вот она:


В 1855-м – в год смерти Николая I - мост был переименован в Николаевский. В 1918-м мосту было присвоено звание Лейтенанта и имя Шмидта.
К 1936-у году мост основательно устарел. Уже был открыт Беломорско-Балтийский канал им. Сталина и поток судов по Неве значительно вырос. Между тем, механизмы развода моста часто барахлили. Место прохода судов вблизи Васильевского острова было неудобно – близко к берегу, да и река здесь мелкая.
По проекту Г.П. Передерия в 1936-1939 годах мост был перестроен практически полностью.
К тому времени сварка была уже опробована на разводных пролетах Володарского моста (1932-1936 гг.). Мост Лейтенанта Шмидта было решено сделать сварным целиком. Такой объем сварных конструкций моста в мировой практике выполнялся впервые. Чугунные пролеты были демонтированы и заменены очередным уникальным сооружением – двумя 150-метровыми пролетами из стали. Прямые линии пролетных балок придали очертаниям моста предельно утилитарный вид:


«Царские» фундаменты опор на деревянных сваях были признаны годными к дальнейшей эксплуатации. Часовню, превратившуюся к тому времени в склад, восстанавливать, само собой, не стали. Решетки Брюллова сохранили, а фонари работы инженера Д. Цветкова перенесли на Марсово поле:


Технология сварного моста действительно была весьма передовой. Да вот прослужил этот мост меньше своего предшественника. На капризной питерской погоде постепенно проявлялись недостатки сварных соединений и авралов 1938-го года…
Чугунные пролеты Кебердза не пропали – пять из семи пролетов в 1953-м переехали в Тверь (тогдашний Калинин). Вот они, узнаете? Со всеми своими заклепочками, по сей день служат под названием Нововолжский мост:

Во время модернизации 2005-2007 гг. сварные пролеты Передерия были сняты и заменены на новые с восстановлением исторического силуэта образца 1850-го года. Как обещают, нынешний Благовещенский мост простоит не меньше ста лет.
Благовещенский образца 2007-го почти вдвое шире своего деда 1850-го года рождения. По нему не ходят трамваи. Публика не устраивает по нему вечерних гуляний.
Итак, что осталось нам от того самого Благовещенского моста? Решетки Брюллова – раз. Опоры моста – два. И название – три.


Использованы фотоматериалы:
[info]kiskris
http://walkspb.ru
http://www.spbvedomosti.ru
http://avvatvers.narod.ru
http://piterart.hoha.ru
http://www.mk-piter.ru

Tags: история, мосты, петербург, старые картинки
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments