Сергей (22sobaki) wrote,
Сергей
22sobaki

Газометр-Сити, Вена

или
Как сделать из газгольдера конфетку

В конце XIX века улицы Вены освещались по преимуществу газовыми фонарями. Для удовлетворения всё возраставшей потребности в газе в 1896 году на окраине столицы Австро-Венгрии – в промышленном районе Зиммеринг – было начато строительство газового завода под названием Газометр. Основным сооружением завода стали газгольдеры – грандиозные хранилища для светильного газа.


Каждый из четырёх газгольдеров представлял собой огромную подвижную цилиндрическую конструкцию из стали, упрятанную в кирпичную башню диаметром 65 и высотой около 67 м.


В нерабочем состоянии цилиндры сложены один в другой (наподобие телескопа) и погружены в бассейн. По мере наполнения хранилища газом цилиндр всплывает, а затем из него под давлением поступающего газа выдвигаются вверх секции меньшего диаметра. Таким образом, каждый венский газгольдер вмещал в себя около 90.000 кубометров светильного газа и позволял поддерживать его постоянное давление.

Строительство продолжалось 4 года.






В 1899-м строительство закончено, завод запущен, и к началу Первой Мировой в столице Австро-Венгрии горит уже 44 000 газовых фонарей.


Газгольдеры верой и правдой служили городу до 1940-х годов, после чего были заброшены (использовались для рейвов, съёмок кино и т.п. мероприятий), пока в 1995-м не было решено дать Газометру новую жизнь.

Каждый газгольдер достался своему архитектору - при условии соблюдения общей идеи. Внутренние сооружения были демонтированы, в стенах сделаны новые проёмы, башни перекрыты новыми куполами, повторяющими старинные очертания. Газгольдеры соединил между собой торговый пассаж, в нижних этажах разместились паркинги, а новой начинкой башен стали жилые и общественные помещения.


















Газометр А нашёл своего архитектора в лице француза Жана Нувеля. Среди его работ - Институт арабского мира в Париже и небоскрёб Торре Акбар в Барселоне. Жан Нувель поучаствовал и в конкурсе на проект нового здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге, и «Золотого острова» против храма Христа Спасителя в Москве, но ни там, ни там не преуспел.

Снизу вверх - паркинг, магазины, офисы, жильё.









Газометр В проектировало известное венское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au, которое славится своим пристрастием к деконструктивизму. Видимо, деконструктивистам было трудно удержаться в рамках исторического объекта, и поэтому они пристроили к газгольдеру «ломающуюся» башню.








Среди других работ Coop Himmelb(l)au - выставочный комплекс "Мир BMW" в Мюнхене. Фирменный знак бюро – использование двойных конусов, направленных навстречу друг другу. Не обошлось без опрокинутого конуса и здесь:


Зелёный цвет - квартиры.
Голубой - студенческое общежитие.
Оранжевый - магазины.
Фиолетовый - паркинг.
Розовый - конференц-зал.
Тёмно-жёлтый - банк.
Светло-жёлтый - фойе.

Архитектор газометра С – австриец Манфред Ведорн. Стоимость работ по реконструкции только этого газгольдера составила 26,4 млн. евро.










Проектом реконструкции газгольдера D занимался австрийский архитектор Вильгельм Хольцбауэр (дворец фестивалей в Баден-Бадене, один из факультетов зальцбургского университета). Хольцбауэр сделал в своём газгольдере зелёные зоны не во внутреннем дворе-колодце, а у наружной стены.










Окружение у Газометр-Сити соответствующее. С северной стороны – стеклянные деловые и торговые центры:






С южной стороны к газометрам примыкает свежепостроенный жилой комплекс «Вилла Верди» из пяти одинаковых корпусов.








Напомню, в Петербурге есть свои газгольдеры, почти ровесники венских – более известные на набережной Обводного канала, менее известный – на улице Черняховского.

Использованы графические материалы http://ru.wikipedia.org и http://www.wiener-gasometer.at
Tags: австрия, архитектура, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments